МикроРНК (miRs) представляют собой небольшие, некодирующие РНК (размером 21-25 нуклеотидов), которые посттрансляционно контролируют экспрессию гена путем ингибирования трансляции белка или индуцирования дестабилизации мишеней мишени. Недавние исследования, помимо их внутриклеточной функции, показывают, что miRs могут быть экспортированы или высвобождены клетками и циркулировать с кровью в чрезвычайно стабильной форме. Открытие циркулирующих miRs открывает интригующие возможности использовать циркулирующие miR-модели как биомаркер для сердечно-сосудистых заболеваний.
Сердечная травма, возникающая после острого инфаркта миокарда, увеличивает циркулирующие уровни нескольких miRs миокарда (например, miR-1, miR-133, miR-499, miR-208).
Говоря о miR-499, ученые использовали массивный анализ производства miR в различных тканях человека для выявления сердечно-специфических miR. Они оценивали концентрацию miR-499 в плазме у 14 особей с острыми коронарными синдромами, 15 особей с застойной сердечной недостаточностью и 10 особей без сердечно-сосудистых заболеваний. Концентрации плазмы miR-499 измеряли методом ПЦР обратной транскрипции в реальном времени, который использовал искусственную небольшую РНК в качестве внутреннего калибратора. Анализ массива miRNA различных тканей человека показал, что miR-499 был произведен почти исключительно в сердце. Концентрации плазмы miR-499 были достоверно увеличены у всех людей с острым инфарктом миокарда, но были ниже предела обнаружения для всех лиц в других группах пациентов. Таким образом, очевидно, что концентрация miR-499 в плазме может быть полезным биомаркером инфаркта миокарда у людей.
Также у пациентов с ишемической болезнью сердца или диабетом наблюдался сниженный уровень обогащенных эндотелием miRs, таких как miR-126. Чрезмерная экспрессия miR126 в клеточной линии рака легких приводила к уменьшению белка Crk без каких-либо изменений в связанной мРНК. Crk является членом семейства адаптивных белков, которые участвуют во внутриклеточных сигнальных путях, изменяющих клеточную адгезию, пролиферацию и миграцию. Повышенная экспрессия Crk была описана при раке легкого и связана с повышенной инвазивностью опухолей. MiR126 сверхэкспрессированные клетки рака легких демонстрируют снижение адгезии, миграции и инвазии. Снижение инвазии раковых клеток было также очевидным после целенаправленного нокдауна Crk. MiR-126 изменяет фенотип клеток рака легких, ингибируя адгезию, миграцию и инвазию, а воздействие на инвазию может быть частично опосредовано посредством регуляции Crk.
Это всего лишь несколько примеров для потенции miRs, но, несомненно, эти маленькие молекулы в будущем будут не только биомаркером, но и мощным лекарством.”