Согласно исследованию в Стэнфорде, генетическое тестирование является лучшим и наиболее экономичным способом скрининга заключенных на туберкулез и лекарственно-устойчивые штаммы заболевания. По словам авторов, использование теста на заключенных в бывшем Советском Союзе сократит распространение болезни.
Те, кто живут и умирают за стенами тюрьмы, обычно не получают большого общественного внимания. В конце концов, тюремное заключение предназначено для изгнания преступников из общества. Но заразные и потенциально смертельные болезни не могут быть заперты и оставлены в пенитенциарной системе, особенно когда инфицированные заключенные в конечном итоге освобождены.
Проблема заключенных и бывших заключенных, передающих болезни среди населения в целом, особенно плоха в странах бывшего Советского Союза, где показатели туберкулеза и лекарственно-устойчивых штаммов туберкулеза являются одними из самых высоких в мире.
Но исследователи Стэнфорда определили решения, которые могли бы помочь обуздать туберкулез в России, Латвии, Таджикистане и 12 других странах региона. Под руководством Джереми Гольдхабера-Фибера, доцента медицины, команда показала, что генетический инструмент для скрининга на туберкулез и лекарственный препарат под названием GeneXpert более рентабельен и лучше сокращает распространение болезни, чем другие методы, рекомендованные в настоящее время Всемирным Организация здравоохранения. Их результаты будут опубликованы в Интернете сегодня, 27 ноября, в PLoS Medicine.
«Туберкулез не останавливается ни на одной границе, ни на каких-либо запертых воротах», – сказал Джереми Гольдхабер-Фибер, профессор факультета политики здравоохранения Стэнфорда, исследовательский центр в Институте международных исследований Университета Фримана Спогли.
«Лекарственный туберкулез широко распространен в тюрьмах», – сказал он. «Когда инфицированные заключенные выходят, они, как полагают, приводят к эпидемии туберкулеза среди населения в целом. Мы стремимся найти лучшие способы справиться с этим ».
Около 400 000 случаев заболевания туберкулезом были диагностированы в прошлом году в 15 странах бывшего Советского Союза – в 40 раз больше, чем в Соединенных Штатах. Почти у 80 000 больных был туберкулез с лекарственной устойчивостью. Согласно нескольким исследованиям, распространенность туберкулеза среди заключенных региона в 10 раз выше, чем среди населения в целом.
ВОЗ предлагает три способа скрининга туберкулеза в тюрьмах: полагаться на заключенных, чтобы сообщать о симптомах, активно беседовать с заключенными об их здоровье и управлять рентгенограммами грудной клетки. Организация не рекомендует один метод над другим, и в настоящее время заключенные в бывшем Советском Союзе ежегодно проходят скрининг с помощью миниатюрных рентгеновских снимков.
В то время как рентгеновские лучи могут показать, выглядит ли легкое здоровым, они не всегда улавливают ТБ. И когда они это делают, они не могут различать туберкулез, который может быть излечен стандартными лекарствами и его лекарственно-устойчивыми кузенами, которые требуют более дорогостоящих и обширных процедур.
Именно здесь GeneXpert имеет преимущество.
Так как он был введен в 2005 году, диагностический метод был воспринят как потенциально мощный инструмент, который может помочь снизить показатели ТБ и лекарственной устойчивости, более точно диагностировать людей и лечить их. С помощью всего лишь небольшого количества слизистой, анализируемой машиной, система GeneXpert может мгновенно обнаруживать ТБ и его лекарственно-устойчивые генетические мутации, хорошо подходящие для массового скрининга в тюремных системах бывшего Советского Союза.
Но тест GeneXpert дороже альтернативных методов скрининга. И хотя это обещает быть более эффективным, его влияние на общие затраты не было количественно оценено в регионе бывшего Советского Союза, пока Гольдхабер-Фибер и его коллеги не начали свою работу почти три года назад.
Разрабатывая компьютерные модели тюремного населения бывшего Советского Союза, команда предсказала, что использование GeneXpert может сократить распространенность туберкулеза среди заключенных примерно на 20 процентов в течение четырех лет – при условии, что скрининг сочетается со стандартными режимами лечения наркозависимых пациентов и для с лекарственно-устойчивым туберкулезом.
«Чтобы это имело смысл, вам нужно иметь правильные лекарства для лечения тех людей, которых вы идентифицируете», – сказал Голдхабер-Фиебр.
По его словам, дополнительные расходы на скрининг с GeneXpert составляют в среднем 71 доллар на одного заключенного по сравнению с следующим лучшим альтернативным подходом.
По сравнению с уменьшением заболеваемости и увеличением выживаемости, а также с учетом финансовых и социальных издержек туберкулеза у более широкого населения этот метод имеет хороший экономический смысл, сказал он.
«Существует большая прямая ценность использования этой технологии для скрининга в местах лишения свободы, а также потенциальные существенные вторичные выгоды для населения бывшего Советского Союза и всего мира», – сказал Голдхабер-Фиебр.
Дуглас К. Оуэнс, профессор медицины, который является одним из соавторов газеты и директором Стэнфордской политики здравоохранения, сказал, что результаты могут дать правительствам и медицинским экспертам доказательства, которые им необходимы, чтобы изменить способ лечения туберкулеза.
«Это та работа, которая, как мы надеемся, будет способствовать разработке политики в отношении борьбы с туберкулезом», – сказал Оуэнс. «Мы показали, что существует более эффективный подход к попытке заразиться туберкулезом в тюрьмах, а это означает лучший шанс предотвратить распространение болезни».
Соавторами книги PLoS Medicine были бывший стажерский студент-медик Даниэль Винецкий и текущий аспирант Стэнфордского университета по науке и технике управления Диана Негоеску.